В Москве чествовали
композитора Евгения Крылатова
Телекомпания "Центр"
23 февраля 2009
Классика детской песни исполнилось 75 лет; назовите фильмы
"Достояние республики", "Чародеи", "Ох уж эта
Настя", "Приключения Электроника" - и знакомые песни
вспоминаются сразу
В Москве чествовали в полном смысле классика детской песни. Композитору
Евгению Крылатову исполнилось 75 лет. Назовите фильмы "Достояние республики",
"Чародеи", "Ох уж эта Настя", "Приключения
Электроника" - и знакомые песни вспоминаются сразу.
Евгений Павлович рад такому вниманию. Говорит, в жизни его почти никогда
не узнают в лицо. Только по песням из мультфильмов и кино.
Евгений Крылатов, композитор, народный артист России:
- А как вас? Я говорю: «Евгений Крылатов». Она так смотрит. Говорит:
«Извините, ради Бога». Я говорю: «Что вы, что вы». Говорит: «Я не знаю». Я
говорю: «Такого не может быть». «Я очень люблю эти истории». Я говорю:
«Давайте на спор. Ложкой снег». Когда я дохожу до «Прекрасного далека», она
останавливает машину и говорит: «Я в шоке! Я сейчас маме позвоню. Мама!»
Он уже привык к таким историям. Но никогда не стремился стать известнее
своей музыки. И даже юбилей не хотел отмечать публично. Однако друзья
настояли, все организовали и пригласили самых важных поклонников - детей.
Людмила Швецова, первый заместитель мэра в правительстве Москвы:
- Ребята, бурные аплодисменты. Евгений Павлович не только детский
композитор. Он написал очень много взрослых песен. Да и его детские песни
поют взрослые с большой радостью. Но все-таки самые важные его друзья, те,
кому он посвящал и будет посвящать свое творчество - это вы, дорогие
мальчики и девочки. А есть ли у вас любимые песни Евгения Павловича?
И вот, как по заказу, самые любимые песни. Хору маленьких зрителей
аккомпанирует сам маэстро.
Композитор потом признается: ему приятно, что его песни известны
нескольким поколениям, но еще приятнее, когда нынешние дети их поют. Хотя
модным быть он не стремится и до сих пор пишет по-своему, но обязательно на
красивые стихи. Особенно плодотворным оказался союз с поэтом Энтиным - чего
стоит одно только "Прекрасное далеко".
- С днем рождения!
Евгений Крылатов, композитор, народный артист России:
- Спасибо. Я думаю, что за 75 лет это самый лучший день рождения в моей
жизни. Я говорю совершенно честно. И всем огромное спасибо!
http://www.tvc.ru/showNews.aspx?top=5&id=36cc1d55-95f2-4581-a3ba-fc08706aa29a
В Зеленограде прошел
фестиваль армейской песни (Москва)
С 29 апреля по 1 мая в Зеленограде прошел международный фестиваль
армейской песни "Виват, Победа". Как сообщили корреспонденту ИА
REGNUM в окружном Управлении культуры,участвовало около 100
артистов из Армении, Белоруссии, Казахстана, Украины и различных регионов
России. Конкурсные выступления и заключительный гала-концерт состоялся во
Дворце культуры "Зеленоград". Жюри фестиваля, которое возглавлял
народный композитор СССР Евгений Крылатов, определило победителей среди вокально-инструментальных
ансамблей и отдельных исполнителей. "Виват, Победа" за время
своего существования открыла много имен молодых артистов. Популярный
сегодня эстрадный певец Алехно, 4 года назад дебютировал именно на
зеленоградском фестивале армейской песни, как участник из Белоруссии.
Источник regnum.ru.
Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/632341.html
17:32 28.04.2006
Прекрасное далеко Все-таки журналистика — замечательное занятие. Могла ли я представить
себе лет 15 назад, что буду пить кофе и беседовать с человеком, при
упоминании имени которого миллионы людей в нашей стране вспоминают
«Электроника» и «Гостью из будущего», с автором десятков хитов, с
человеком, выпустившим кассету «Антология детского шлягера». Одним словом —
я побывала в гостях у композитора Евгения Павловича Крылатова. Он
рассказывал мне о том, что его часто путают с экс-мэром Москвы Гавриилом
Поповым и режиссером Юрием Любимовым. Но, по-моему, больше всего он похож
на голливудского режиссера Алана Паркера — седая шевелюра, добрые глаза,
взгляд человека, знающего свое дело. Евгений Павлович, Вы очень удивились,
когда к Вам с просьбой дать интервью обратились из журнала «Мягкое Золото
России»?
—Не очень. Ведь ко мне часто обращаются с подобными просьбами.
Конечно, у Вашего издания особая аудитория, но я догадываюсь, что Вы не
будете спрашивать у меня совета, как правильно покупать
меха.
А Вам приходилось иметь дело с мехами?
—Только на уровне покупки шапки. Не знаю, к сожалению или нет, но я
не принадлежу к касте очень богатых людей. И не могу баловать свою жену
норковыми шубами. Правда, помню, когда мы с супругой были совсем молодыми
и только поженились, я ку
пил ей прекрасную колонковую шубу. Точнее, мы купили эту шубу вместе с ее
братом. Шуба была действительно замечательная, роскошный мех. Какой это
был год? Сейчас уж и не встретишь колонковых шуб. —О, это было так давно!
Мы были студентами: я
консерватории, она — юридического факультета.
Сейчас в гардеробе Вашей супруги есть шуба?
—Да, есть какая-то шубка из недорогого меха. Признаться, даже не
знаю из какого. Я должен вам сказать: в нашей семье нет культа вещей, мы
не делимодежду на престижную и непрестижную. Вообще, уменя к одежде
утилитарный подход. Поскольку мы
живем в стране, где зимой очень холодно, то механам нужны, прежде всего как
защита от мороза. Этоне значит, что шуба обязательно должна быть из меха
леопарда.
Евгений Павлович, как Вы относитесь к GREENPEACE и их идее, что
убивать животных негуманно?
—Я очень люблю животных, у нас дома всегда была какая-то живность.
Но считаю, что негуманно любить зверей больше, чем людей, особенно
детей.Подчас акции «зеленых» в защиту братьев наших меньших выглядят
чересчур слезливыми, в то время,
когда вокруг погибают люди.Я могу согласиться с тем, что убивать животных
ради пижонства, например, ради того, чтобы получить какой-нибудь редкий
вид меха — негуманно. Но еще раз повторю, мы живем в северной стране — без
ме-ха нам не обойтись. Другое дело, что содержать зверей нужно в
нормальных условиях и не издеваться над ними.
Насколько серьезно Вы относитесь к своему гардеробу?
—Каждый человек — продукт своего времени. Вте годы, когда шло мое
становление, формирование,во-первых, сложно было вообще купить хорошуювещь.
Во-вторых, меня всегда, главным образом, занимали творческие вопросы и
идеи, а не проблема
— что одеть. Наверное, поэтому к одежде отношусьспокойно-равнодушно.Кстати,
считаю это своим недостатком. Человек должен следить за модными
тенденциями, должен разбираться в торговых марках, знать, кто такой
Valentino. Но вот мне почему-то жаль на это своего времени, своих сил, хотя
стильно одетые мужчины нравятся. Но в моей жизни этого не было. Для меня
вообще самый тяжелый процесс: идти в магазин и покупать себе что-нибудь из
одежды.
Жена Вам не помогает в этом процессе?
—По-разному: иногда помогает, иногда я делаюэто один. Так было,
например, когда я шил костюмдля своего творческого вечера. Впрочем, признаюсь,
в молодости я был пижонистым малым и любилхорошие костюмы.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что в семье Ваших родителей тоже не
было излишне трепетного отношения к одежде?
—Совершенно верно. Я родом с Урала, из Перми.родители — простые люди.
Мама выросла в деревне, очень рано совсем девочкой пошла работать назавод.
Отец тоже работал на заводе. Их уже давнонет в живых. Все самое лучшее во
мне от мамы. Она
была верующим человеком, добрым, душевным.Знала много народных песен,
шуток, прибауток. Апапа будучи юношей купил скрипку и брал уроки игры на
ней. Еще он самостоятельно научился игратьна рояле. Отсюда, я думаю, моя
любовь к классиче
ской музыке. Во время войны, мы, как и все, жилибедно, но в доме у нас
всегда был рояль. Папа покупал пластинки и ноты. Вот в такой атмосфере я
вырос.Когда пришло время решать, чем заниматься в жизни, Вы точно знали,
что будете композитором?
— Да, ведь я всегда был
связан с музыкой. В детстве учился в музыкальной школе, потом в
музучилище. Я очень рано на
чал сочинять музыку. Для себя я решил,что буду учиться только в Москве.
Мамабыла против, в детстве я часто болел
(что-то с легкими), и она мечтала, чтобы ястал агрономом: «Ходил бы на
свежемвоздухе.»
Вы легко поступили в консерваторию?
— Легко. Дело в том, что,
когда я училсяна 4-м курсе Пермского музыкальногоучилища, меня и еще одного
моего друга
послали в Москву на конкурс студентов,пишущих музыку. По итогам
конкурсаотобрали четверых, среди них оказались
и мы с другом. Нас рекомендовали дляпоступления в консерваторию. Уже позже,
когда я вернулся в Пермь, мне при
слали рекомендацию от заведующего кафедрой известного композитора Ю. Шапорина.
И вот представьте, я приезжаю
поступать в консерваторию, а у меня наруках их же рекомендация.Правда, там
получилась любопытная ситуация. Мы все четверо рекомендованных завалили
один предмет. Это была гармония, которую у нас в Перми вообще не
преподавали. Естественно, получив двойки, мы пошли к директору
консерватории (в то время им был выдающийся музыкант Александр Васильевич
Свешников) забирать документы. Александр Васильевич сказал: «Ни в коем
случае, сдавайте экзамены дальше». А чтобы мы не лишились денег, ведь даже
если бы нас приняли с двойками, стипендий бы мы не получали, экзамен
разрешили пересдать. И какой-то преподаватель, закрыв глаза, поставил нам
«хорошо».Я считаю, это была очень мудрая политика. Свешников понимал:
молодые люди приехали из глубинки, они талантливы, а если что-то не знают,
то доберут во время учебы.У нас был очень сильный курс. Вместе со мной
учились Альфред Шнитке, Алем-дар Караманов (кстати, брат моей жены). Его не
очень хорошо знают в России, но на Западе любят и часто исполняют.
Евгений Павлович, а как пишется музыка?
— Очень просто. Сейчас я
Вам дам карандаш и нотную бумагу, и Вы напишетемузыку. Если говорить
серьезно, то этого
никто не знает. Если бы я знал, как пишется музыка, то писал бы каждый
деньпо «килограмму». Я говорю о высокой му
зыке, которая становится явлением в искусстве. У каждого композитора
бываютне очень удачные произведения, проход
ные, бывают свои достижения, вершины.
Настоящая музыка пишется по наитию, по чему-то такому, что нисходит
на тебя сверху. Единственное правило, которого я придерживался всегда,
когда-то было сформулировано Петром Ильичем Чайковским: «Ленивых не
посещает вдохновение». Конечно, иной художник может весь день просидеть за
инструментом и ничего не написать. Но если вообще не приступать к работе,
то, естественно, ничего не сочинишь.
Кроме музыки, Вы чем-нибудь еще занимаетесь?
— К сожалению, ничем. Может быть, это связано с тем, что я приехал в
столицу из глубокой провинции и надо было обустраиваться здесь практически
с нуля. Это была борьба за существование. Поэтому, кроме музыки, у меня
больше не было возможности ничем заниматься. Сейчас, оглядываясь на тот
период, я ощущаю, что просто потерял лет десять на решение бытовых
проблем: квартира, прописка и т.д. И как композитор я сделал не все, что
хотел бы, что мог бы.
Вы жалеете о каком-нибудь совершенном Вами поступке?
— Такого поступка,
совершенного мною сознательно, — нет. Наверное, по глупости я и сделал
что-то в своей жизни, о чем
сожалею. Но я никогда никого не обманывал, не предавал.
А Вас предавали?
— Нет. Так сложилось, что
близкий круг моих знакомых — это честные, порядочные люди. По работе,
конечно, приходит
ся общаться с разными личностями, нодрузьями становятся только те, на которых
можно положиться. Хотя, ведь порой,
человек может предать кого-то, не понимая, что совершает неблаговидное
дело.
Какие качества больше всего цените в людях?
— Чувство собственного
достоинства.
Ваш самый большой успех?
— В моей творческой
судьбе не былотакого момента «на утро он проснулсязнаменитым». Я постепенно
шел к изве
стности. Впрочем, по большому счету, наши успехи и неудачи расставит по
своимместам время. Просто, надо честно и доб
росовестно делать свое дело. Слушать голос своей души.Поворотным моментом
в моей творческой биографии, конечно, стала песня «Крылатые качели». Ее
любят все: и взрослые, и дети. В песенном жанре она стала моей визитной
карточкой. Потом было «Прекрасное далеко».
Кстати, о далеком, Евгений Павлович, как Вы думаете, что нас ждет
после смерти?
— Это очень серьезный
вопрос. Как верующий человек, я верю, что после смерти нас ждет другая
жизнь — вечная. Прекрасная или нет — нам неведомо. Но янедостаточно
образованный в вопросах веры человек, поэтому подробно на эту тему говорить
не могу. Я не боюсь смерти, я боюсь момента умирания. Боюсьсмерти близких
людей. Вот взорвали дома. Представьте, как чувствуют себя родственники
погибших. Это очень больно.
Что Вы желаете своим детям?
— Я желаю своим детям
счастья. Моя дочь по образованию музыковед. Она закончила Московскую
консерваторию.
Очень светлый, добрый человек. Глубоко верующая. Мы с ней духовно близкие
люди.Что касается сына, считаю, что у него все складывается хорошо. У него
замечательная жена. У меня очаровательная внучка.Я не желаю своим детям
большого богатства, престижных вещей. Теплота человеческих отношений,
по-моему, это одна из непреходящих ценностей. Ненависть, которую человек
испытывает по отношению к другому, прежде всего разрушает его самого.
Злоба разрушает человеческую душу. И что самое страшное, она как
смертоносное облако может «накрыть» наших детей. Вот от этого мне хотелось
бы своих детей уберечь.
Что главное в Ваших отношениях с женой?
—Терпение и уважение друг к другу. И еще у меня есть один железный
принцип: какие бы неприятности со мной ни случались, я никогда не несу
отрицательные эмоции в дом. Мужчина — это прежде всего огромное чувство
ответственности за семью, за детей.
Беседовала Лейла Хусяинова
|